Академик РАН Сергей Глазьев выступил с очередной инициативой по реформированию национального хозяйства России. Маститый экономист предложил сформировать из иностранных юридических лиц, покинувших подсанкционную Россию, так называемые народные предприятия, то есть передать их в собственность трудовым коллективам.
Смелая идея академика, по мнению иных аналитиков, символизирует некий откат от масштабного разгосударствления 90-х годов прошлого века. Может ли такая практика быть эффективной и есть ли риски в создании народных предприятий, газете "Каспий" рассказал профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов:
- На повестке дня вопрос: что делать с предприятиями, которые, на взгляд академика, уходят из России из-за санкций, инициированных рядом стран Запада? Речь в первую очередь идет о филиалах таких крупных и давно представленных в РФ транснациональных компаний, как McDonald`s, IKEA и прочих.
По свидетельству известного экономиста, их следует отдать в собственность трудовым коллективам и решить тем самым проблемы, связанные с тем, как эти предприятия встроятся в новую экономику России. Глазьев уверен, что коллективная собственность позволит им быстро приспособиться. Но так ли это, большой вопрос.
Чтобы понять суть происходящего, нужно оглянуться: какие есть варианты и какой накоплен опыт. А прежде понять, действительно ли уходят иностранные компании. Ведь пока не ушли ни McDonald`s с IKEA, ни ряд других, вроде немецкой торговой сети OBI. Все они объявили, что приостанавливают деятельность и взвешивают ситуацию: стоит ли отказываться от значимых кусков бизнеса в России? Скажем, IKEA - это солидные деньги, больше 250 млрд рублей оборота и 25 млрд дохода. Кроме того, это часть бизнеса, встроенного в материнскую компанию, и отказываться просто так от него никто не хочет. Поэтому компании временно закрылись и выжидают, продолжая платить зарплату своим работникам.
- Какие есть варианты, поскольку власти не заинтересованы, чтобы предприятия простаивали?
- Когда предприятие простаивает, оно не вырабатывает никакого продукта, а соответственно, не вносит лепты в улучшение экономической ситуации. Естественно, правительство заинтересовано в том, чтобы они работали, поэтому сейчас рассматривается закон о национализации. Правительство явно говорит зарубежным предпринимателям, что им надо определяться, и чем быстрее, тем лучше. Тем не менее иностранному бизнесу дают шанс и возможность принять решение. Как вариант, упоминают возможность национализации с последующей продажей активов на торгах, то есть кто-то со стороны должен взять эти предприятия.
Вопрос - кто? Зарубежные компании наверняка воздержатся. Отечественные предприниматели тоже вряд ли согласятся покупать новые активы, ведь это грозит санкциями со стороны зарубежных государств. А если, допустим, предприниматель уже находится под санкциями, то в дальнейшем рискует просто не получить признание при возобновлении контрактов со многими странами. Поэтому такой вариант вряд ли оправдан в ближайшее время. Другой выход - оставить активы в госсобственности, по сути, создать госкомпании. Наконец, есть вариант приватизировать такие компании - передать в собственность работающим на них коллективам.
- Давайте рассмотрим два сценария - госсектор или так называемая коллективная собственность - на примере IKEA.
- У этой компании три производственные площадки, где занято от тысячи с небольшим до 750 человек на каждом производстве. Если мы берем магазины IKEA, а их 17, то на каждом объекте занято порядка ста с небольшим человек, обслуживающих процессы торговли. Есть оптово-распределительные структуры, то есть закупочные центры, где тоже работает определенное число людей. Но общее количество работников никак не тянет на 15 тысяч человек, как рисуют в прессе. Скорее речь там идет о работниках, которые так или иначе завязаны на IKEA. Но даже если брать только тех, кто работает непосредственно на предприятиях IKEA, это значимое количество. Вопрос - как они будут работать в новых условиях, если мы пойдем по пути Глазьева?
Ведь что такое коллективная собственность? Сотрудники того или иного предприятия - например, магазина - должны будут либо выкупить его по остаточной стоимости, либо предприятие будет им подарено. В случае выкупа кто-то должен эти деньги внести. Все объекты IKEA достаточно современные, недавно отстроенные, поэтому там может быть высокая остаточная стоимость, особенно если есть производственные площадки. У людей, занятых в этих магазинах, таких средств может не оказаться. Кстати, с такой ситуацией мы уже сталкивались в ходе приватизации в 90-е годы. Кроме того, людям может быть просто неинтересно становиться собственниками.
- Допустим, им подарили эту собственность - отняли у IKEA и разделили между членами коллектива?
- Тогда получится, что кто-то стал богаче, а остальное население страны ничего от этого не выиграет. Наверное, это тоже проблема, которую нужно решить предварительно. Допустим, решили. Вопрос - как будут управлять предприятиями? Понятно, что топ-менеджмент уедет из страны, или уже уехал, а значит, руководить приходится членам трудового коллектива. Они назначат генерального директора. И что получаем в сухом остатке? Гендиректора магазина, который не знает, где какой товар взять, как он будет продаваться...
- Почему не знает?
- Да потому что он работал в распределительной системе. В корпорации IKEA все было поделено, все прекрасно знали, что и как делать. Такие предприятия не смогут работать, если нет умелого управленца, а внутри коллектива такой вряд ли найдется. С подобной проблемой мы уже сталкивались в 90-е годы прошлого столетия, и в большинстве случаев столь же плачевно. Люди неподготовленные не могут управлять такими предприятиями, хотя естественно, их надо реанимировать и вводить в оборот.
Остается единственный путь - создание государственных предприятий, причем нескольких. Каждая производственная площадка должна стать самостоятельным госпредприятием. При этом можно оставить сеть магазинов под единым управлением, выделить оптовые предприятия, которые займутся распределением продукции, и управлять распределительными центрами.
Каждое такое предприятие должны возглавлять опытные управленцы, которых должно назначить государство. Речь идет о людях, которые могут и знают, где найти альтернативный товар, как запустить производственный процесс, разобраться с программой на том или ином производстве. И тогда, наверное, предприятия IKEA будут встраиваться в меняющуюся реальность.
Ну а если хозяева решат вернуться ближайшее время, надо обсудить условия. Друг, как известно, познается в беде. Мы узнали точку зрения хозяев предприятий - они пока не определились, как быть. Значит, мы имеем право обсудить с ними условия - если они сюда возвращаются, значит нужно создавать совместные предприятия, чтобы таких случаев больше не происходило. Пусть работают совместно. Кстати, на таких условиях изначально пришел в нашу страну McDonald`s, и это себя оправдало.