Армения находится в преддверии избирательной компании, которая обещает нешуточную политическую борьбу. В схватке столкнутся правительство Никола Пашиняна и противостоящие ему оппозиционеры, в основном, реваншистского толка, пытающиеся набрать очки на обещаниях возможного пересмотра трехсторонних заявлений лидеров Азербайджана, России и Армении от 10 ноября и 11 января, передает Caliber.az.
Судя по всему, серьезные идеологические разборки развернутся вокруг обсуждения вопроса о разблокировке транспортных коммуникаций, основные положения которой прописаны в этих документах. Неадекватно реагируя на открывающуюся перед Арменией возможность выхода из региональной изоляции, оппозиционные лидеры, среди которых фигурируют и явно ненавистные большей части народа представители дискредитировавшего себя "карабахского клана", упорно пробивают мысль о якобы отсутствии для Армении какой-либо пользы от ожидаемого разблокирования.
Те же из них, кто признает возможность получения Арменией дивидендов, все равно внушают населению мысль о том, что страна должна отказаться или саботировать подобные планы, хотя бы потому, что от них выиграют Азербайджан и Турция.
Однако реваншисты-саботажники не могут не отдавать себе отчета в том, что планы разблокирования коммуникаций все равно будут реализовываться, хочет того Армения или нет. Так как в их осуществлении заинтересованы, прежде всего, победитель 44-дневной войны - Азербайджан, а также такие влиятельные участники регионального интеграционного процесса, как Россия и Турция.
Уместно напомнить в этой связи недавние заявления Президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что Армении не удастся помешать реализации коридора, который "пройдет через историческую территорию Азербайджана - Зангезур, соединит основную часть Азербайджана с неотъемлемой частью нашей страны – Нахчыванской Автономной Республикой и Турцией, откроет новые возможности в транспортном секторе в регионе".
Какую же позицию занимает в этом вопросе правительство Армении?
Судя по всему, здесь преобладает более прагматичный подход. Даже если многие в нынешней властной верхушке не испытывают восторга в связи с отдельными направлениями предстоящей разблокировки, они все же осознают невозможность для проигравшей в войне Армении противодействия интеграционным планам Баку, Москвы и Анкары. Вместе с тем они, похоже, действительно отдают должное тому, что разблокирование транспортных коммуникаций может положить конец многолетней изоляции, в которой оказалась Армения вследствие проводимой ею на протяжении почти 30 лет политики оккупации территорий Азербайджана. Поэтому на уровне отдельных высокопоставленных чиновников, включая и самого премьера Пашиняна, звучат заявления о необходимости разблокирования с акцентом на ту выгоду, которую извлечет от этого сама Армения.
Другой показательный момент заключается в том, что армянское правительство все заметнее реагирует на перспективу разблокирования, в том числе и в турецком направлении. Важный не только политический, но и психологический аспект затронул секретарь Совета безопасности Армен Григорян, отвечая на вопрос о том, рассматривается ли Турция в текущей концепции безопасности Армении в качестве вражеского государства. "В целом, деблокада должна быть не только с Азербайджаном, но и нужно иметь более широкий региональный подход", - подчеркнул он. Обозначив при этом, что в подходах Армении, в частности к Турции, должны быть "определенные исправления".
Из подобного рода заявлений, в целом, можно сделать вывод о том, что итоги 44-дневной войны отрезвляюще подействовали на сознание определенной части армянской политической элиты. Судя по нынешнему раскладу сил в побежденной стране, эта часть армянских политиков, задействованная преимущественно во властных кругах, имеет реальный шанс закрепить свои позиции в грядущей избирательной компании. Последняя будет иметь для Армении практически судьбоносное значение, если учесть, что возможный успех реваншистов чреват не только перечеркиванием возможностей, предоставляемых трехсторонними заявлениями, но и окончательным крахом армянского государства.